Пресса (Архив 2014)
 

Алена Апина: «Если бы меня спросили: «Что у вас с мужем общего?», я ответила бы одним словом: «Ничего»
Журнал "Теленеделя"
Зайцева Татьяна
19 августа 2014
...............................................................................................................................................................................................................................................................

Биографическая справка

Алена Апина (в девичестве Елена Лёвочкина) - родилась 23 августа в Саратове.
Родители: Евгений Викторович - инженер и мама Любовь Владимировна- продавец
Образование: Саратовское музыкальное училище по классу фортепиано, факультет народного пения Саратовской государственной консерватории им. Собинова (не окончила)
Карьера: аккомпаниатор в детской спортивной школе (художественная гимнастика ); солистка группы "Комбинация"; автор песенных текстов; с 1991 года - солистка Москонцерта, сольные выступления (среди хитов: "Бухгалтер", "Ксюша", "Американ бой", "Леха", "Соперница", "Электричка").; радио и теле- ведущая; артистка кино и ТВ (среди более полутора десятков фильмов: "Мордашка", "Неотложка", "Счастливы вместе", "Убить Бэллу"); в свободное время успевает преподавать музыку в школе.
Первый муж - Валерий Апин, художник
Второй муж (с 1991 г. ) - Александр Иратов: продюсер, бизнесмен, режиссер, главный редактор Главной редакции музыкальных и развлекательных программ ТВЦ
Дочь Ксения (2001 г.)

АЛЕНА АПИНА: "Если бы меня спросили: "Что у вас с мужем общего?", я ответила бы одним словом: "Ничего". У нас нет ни одной точки совпадения, по всем параметрам".


"Мне позвонила приятельница: "Если сейчас же не приедешь, про Иратова забудь, больше ты его не увидишь". Не мудрено: красавец, деньги багажниками. И я отлично понимала: таких умных, как я, пруд пруди. Причем, все они там, поблизости от него, и норовят подобраться к нему. Прилетев, попала прямо в осиное гнездо…" - вспоминает Алена Апина накануне своего юбилея. Корреспонденты "ТН" беседовали с певицей в ее загородном доме, расположенном в писательском заповеднике Переделкино.



- Алена, скажите… Хотя, постойте, пожалуй, прежде всего стоит поинтересоваться: вы какое предпочитаете обращение - сценическое Алена, девичье Лена или Елена Евгеньевна?

- Ой, да это без разницы. Вот только по имени-отчеству мне почему-то не очень нравится, непривычно, наверное. Даже дети в школе где я преподаю музыку, быстренько переходят с официального обращения на более им комфортное - Алена, и я отношусь к этому совершенно спокойно. Тем более, что возраста я не ощущаю, а потому надуться солидностью не успела.


- И все-таки с годами любой человек меняется. Как вам кажется, что в вас изменилось с той поры, когда более четверти века назад вы впервые вышли на сцену в составе группы "Комбинация"?

- Пришло понимание того, что в жизни на самом деле представляет ценность. Вот например лет семь назад, я вдруг сказала себе: "Стоп! А не прекратить ли мне употреблять спиртные напитки. Вообще! И прекратила. Я не была какой-то лютой алкоголичкой и даже большим любителем, но в какой-то момент просто оглянулась вокруг и ужаснулась от реальности: семь моих подруг, из них пять из детства - девчонок, с которыми мы бегали, сверкая босыми пятками в нашем провинциальном захолустье на окраине Саратова, ушли из жизни - алкоголь их сгубил. А ведь у всех остались дети. Это так страшно… Вообще постепенно многое начинаешь осознавать.

Вот люди порой говорят про артистов что-то типа: ну, понятно, в шоколаде и шампанском купаются, чего ж им не выглядеть-то хорошо! Честно скажу, хочется подойти к таким, да треснуть им кулаком по лбу. Да, я артистка. Но что это значит? А то, что ни поесть как нормальный человек, ни погулять, ни расслабиться я права не имею. Как говорится, назвавшись груздем… Да, какое-то время можно позволить себе потусоваться, оторваться, глупостей наворотить, потом исправлять их. Это все клево, здорово, Но все эти радости хороши в молодости, Можно даже сказать , что без таких моментов как то грустно …. Нечего вспомнить в "старости" но всё это прекрасно только в молодости. А многие привычку жить только так гордо несут дальше , через всю жизнь и ….И дальше начинаются грустные истории . А если ты ещё и публичный человек и на тебя смотрят миллионы каждый день …. Много лет! Я в обязательном порядке каждый день прохожу по 10 километров. Плюс час посвящаю физическим упражнениям. И в еде жестко ограничиваюсь - ем только белково-растительную пищу, а всем любимым тортикам, конфетам, сахару, макаронам, хлебу и иже с ними, давно сказала: "Прощайте!" Поверьте: быть артистом - тяжелее, чем служить в армии. И когда мне говорят: "Какая же у тебя сила воли!", я отвечаю: "Нет, ребята, это просто мой выбор…" Я привыкла так жить. Кстати, и спать я ложусь рано, потому что знаю: иначе на следующий день буду паршиво себя чувствовать и плохо выглядеть. Зато встаю в пять утра, когда все еще спят. И так мне жалко, что люди не видят, как встает солнце, не слышат звенящую тишину, а в ней щебет птиц, не наслаждаются красотой нового дня.


- Итак, то, что вы из себя представляете является исключительно результатом вашей работы над собой?

- Нет, только в некоторой степени. Прежде всего, конечно, огромное спасибо моим родителям - к сожалению, оба уже ушли из жизни… Они -разные во всем, абсолютно не созданные друг для друга, - положили на мой алтарь свои не совсем счастливые личные судьбы. Их человеческое несовпадение было очевидным. Скандалов, правда, никаких в семье не было, но любовь и согласие тоже отсутствовали. Папа - по профессии инженер, - был прекрасным человеком; ему бы другую жену, и все у него сложилось бы чудесно. Мама работала продавцом - умница, красавица, ей бы тоже другого мужа, и могла бы быть счастливой. Но не сложилось. Сейчас, с точки зрения уже совсем взрослой тетеньки, я понимаю, что в их союзе изначально существовал какой-то излом. Наверное, они прожили свои биографии ради того, чтобы появилась я. Только не знаю, стоило ли платить такую цену? Наверное, стоило. Может, для них это было главнее, чем личное. Разошлись мама с папой только когда мне было десять лет, и дальнейшая личная жизнь у каждого так и не сложилась… А мне, естественно, хотелось, чтобы они были единым целым, и плевать было на то, что они там чувствуют, главное - чтобы у меня был полный комплект родителей. Но не получилось. Проблема… Короче, что такое хорошая, крепкая, дружная семья я видела только в кино. А при закваске на таких дрожжах, знаете ли, трудно построить свою собственную счастливую семью. И то, что мы с мужем - такие разные - живем вместе уже 23 года, меня до сих пор удивляет. Как такое может быть, не знаю. Загадка. Все где-то наверху распределяется, не нам разбираться. Потом, может, наши дети или биографы, кому уж как повезет, будут это все анализировать, разбирать, искать причины и следствия и в итоге объяснят: что, как и почему. А я даже не хочу в этом копаться.


- В чем же ваша разность?

- Лучше бы спросили наоборот: "Что у вас есть общего?" И я ответила бы одним словом: "Ничего". Честно. У нас нет ни одной точки совпадения, по всем параметрам. Саша любит сладкое, я - соленое; он - боевики, я - комедии; я зачитываюсь Чеховым, он - Шолоховым, и вообще обожает всю литературу советского периода, а я ее терпеть не могу. Дальше: он - сова, раньше двух-трех не ложится, а я, как говорила, в пять утра уже встаю. По характерам: он, как электрочайник, мгновенно закипает, бурлит, брызжет во все стороны, а потом также быстро остывает. А я, как советский кипятильник - бухчу, урчу, нагреваюсь медленно, долго, и только потом прорываюсь. Однажды я месяц с мужем не разговаривала. Это было ужасно, сама себя за это ненавидела, но ничего не могла с собой поделать, будто пластырем мне рот заклеили.


- Он пытался примириться?

- Конечно, но это было невозможно - я вся в обиде. Зато, повторяю: чтобы меня вывести из себя, надо очень сильно постараться.


- На что же можете обидеться?

- Ой, да на все, что угодно. "Ты не так воспитываешь дочь!" - "Я?! Тогда воспитывай сам!.." Чем не повод для конфликта? Или вот, допустим, недавно у меня прошло несколько съемок на телевидении в разных программах. В каждой новый образ. Когда какую-то из них показывали, я уехала на гастроли, и возможности посмотреть у меня не было. Звоню мужу, спрашиваю: "Видел, ну как?" Пауза. Потом выдает: "Ты хотя бы показывай, во что одеваешься. Это же ужас! Да еще жирная и говоришь невесть что…" Я в отчаянии: "Саш, неужели все так плохо?.." А вскоре мне начинают звонить разные люди, причем, среди них и те, кто врать ни за что не станет: "Слушай, так клево, просто здорово!.." Через некоторое время звонит Александр: "Знаешь, а если присмотреться, вроде как и ничего. Нет, точно неплохо". Все, выпустил пар. Получается, в первый раз я попала не под то настроение. И вот тут начинаю закипать я: "Да ты хоть понимаешь, что я живой человек ! И мне так обидно.." И пошло-поехало. "А кто ты такая, чтобы указывать мне?!.." - "Я! Да если бы не я ты так и таскал бы за Малежиком гитару…" (в начале карьеры Александр Иратов был директором у Вячеслава Малежика - ред.) Абсолютно нормальная семейная ситуация. Сейчас уже, понятно, мы играем во все это. Выплеск энергии необходим, а повод для этого может быть любой.


- На чем же держатся ваши отношения?

- На доме, на детях, на общих горестях и радостях. Понимаете, что бы ни случилось, я точно знаю: мне не надо ни к кому бежать за помощью; у меня есть Саша, который всегда и во всем поможет, поддержит. Его и просить ни о чем не надо. Уверена: и он про меня точно также думает.


- Странно, что в вашем реестре семейных ценностей не промелькнуло слово "любовь".

- А я предпочитаю не декларировать его, не мотать направо-налево. Мы с Сашей даже друг с другом не часто это слово употребляем. Но это же ничего не значит. Какое еще чувство между нами может быть, если не любовь?.. Вот я смотрю на другие семьи, в которых муж с женой с утра до ночи воркуют: "Ты моя птичка! Ты мой котик! Я так люблю тебя!", - и в шутку, и всерьез. И всем вокруг рассказывают о своем громадном чувстве. А стоит выйти за порог, выясняется, что у него давно другая женщина, уже и дети есть, да и она ни в чем себе не отказывает… Но так я не хочу. Кому надо, тот про мое чувство и так все знает, а остальным до этого дела нет.


- А ревность является поводом для ваших разногласий?

- Раньше со стороны Александра ревность была очень сильной - специально на гастроли со мной ездил, отслеживал. Но потом наверное накопился какой-то багаж доверия друг к другу, и мы перестали даже намеки в эту сторону делать. Сейчас скорее наоборот получается: если я кому-то нравлюсь, у него это вызывает некий кураж, и я одобрительно отношусь к тому, что девчонки на него западают. С одной стороны, мы играемся в это, а с другой, мне кажется, действительно важно - понимать, что твой близкий человек нравится еще кому-то.


- Опасный возраст мужа вас не тревожит?

- Действительно, проблемы, связанные с этим дурацким возрастом, сейчас маковым цветом расцветают среди наших друзей, сплошь и рядом люди творят глупости… Но мне повезло. Дело в том, что как раз в этот чудесный период очередного мужского гормонального созревания, когда они хотят самоутвердиться последний раз, Саша страшно заболел - возникла очень серьезная проблема со спиной. Он долго лежал, несколько месяцев практически не мог ходить, потом длительное время перемещался с помощью палки… В общем, таким образом мы как-то сумели этот опасный момент проскочить.


- Видимо, не без вашей поддержки муж выкарабкивался?

- Ну, естественно. Не вытолкала я его из дома, даже палочку подносила. И стаканчик воды…


- Александр - ваша первая любовь?

- Нет. Первой, самой страстной любовью был Михаил Боярский. Совершенно искреннее, захватывающее чувство я пережила. Мне было лет 13 - ну, как сейчас моей дочке, и, увидев фильм "Собака на сене", я стала зачитываться Лопе де Вега, прямо штудировала книжку, наизусть заучивала, и мне казалось, что если я заговорю вот этими самыми словами, артист материализуется в моей жизни. Мечтала об этом… Помню, будучи уже в группе "Комбинация", шла по МДМ из гримерки на сцену, а навстречу мне - он, мужчина моих детских грез. И мое давно забытое чувство - как у пьяниц, на старых дрожжах, - снова забродило. Смотрю, счастливая, на Михаила Сергеевича, не отрываясь, улыбаюсь во весь рот. Очевидно, он как-то иначе расценил мою улыбку, потому что, миновав меня, сказал кому-то: "Видал, девчонка-то какая задорная!" Когда я это услышала, мне стало так смешно. Подумала: "Ну вот, мечта сбылась".

Второй раз я влюбилась, когда училась в музыкальном училище - в соученика, очень хорошего мальчика. А сразу после окончания учебы как-то неожиданно закрутился роман с художником. Он учился в Москве в Суриковском институте, жутко в меня влюбился и очень скоро предложил выйти за него замуж. А мне в мои 18 лет стало так интересно, и я согласилась. С одной стороны, назло моему музыканту - тот-то жениться не предлагал; с другой, казалось: вот женимся, и любовь станет совсем другая, настоящая. Родители поотговаривали, да махнули рукой - во-первых, знали мое упрямство, а во-вторых, наверняка подумали, что я беременна… Короче, мы с Валерием Арвидовичем Апиным (по-латышски он - фон Апин) поженились - сыграли настоящую свадьбу, и я, сменив девичью фамилию Лёвочкина, стала Апиной. А через полгода поняла, что всего этого делать не надо было. И быстренько с этого скороспелого замужества соскочила. Единственное, что мне осталось в наследство - фамилия. Кстати, если ее перевести на русский, я получилась бы Хмелева.

А через несколько лет повстречалась с Александром Иратовым. За это время успела поработать в спортивной школе - тапером в секции художественной гимнастики; дважды провалиться, а потом все-таки поступить в Саратовскую Консерваторию - правда не на фортепианное отделение, о чем мечтала, а на факультет народного пения, но, к великому сожалению, вскоре все это бросить - ради группы "Комбинация", создававшейся в то время в Саратове, которой не хватало второй солистки. Знакомого юношу, Виталия Окорокова, с которым мы вместе учились, пригласили в эту группу композитором, и как-то, столкнувшись со мной в коридоре Консерватории, он вдруг сказал: "Слушай, а может, ты к нам?.." Я согласилась. Денег катастрофически не хватало, а тут вроде выгодное предложение. 10 рублей за концерт! Думала, поработаю только на каникулах, но, оказалось, начался совершенно новый, непредсказуемый, виток в моей жизни. С гастролями, концертами, съемками, записями… Мы еле успевали менять самолеты, поезда, автобусы, времени не оставалось ни на что, включая романы. И вдруг встреча с Александром Борисовичем.

Ташкент. Мы, "комбинашки", прилетели на музыкальный фестиваль чуть ли не из Владивостока. Опупевшие от усталости, вконец изнеможенные после утомительных гастролей, прибыли, наконец, на место. И тут выясняется, что поселили нас в… Доме престарелых. Навсегда я запомнила этот день - 21-е марта, праздник Навруз. Местные жители громко поют свои, узбекские песни. Нам бы поспать, завтра концерт, но заснуть невозможно - празднование в разгаре. Короче, все ужасно. Я человек достаточно выдержанный, здравомыслящий, но тут вскипела: "Какой урод поселил нас сюда?!" Ну и еще кое-что добавила - не для публикации. И тут Саша Шишинин (создатель и директор группы - ред.) говорит: "А вот он как раз идет!" И показывает на мужчину в спортивных штанах, и с золотой цепью на шее. Я тут же к нему, в наступление: "Чего ж вы так не любите артистов?!" Он в ответ тоже с наездом в интонации: "Это почему еще?!" Впоследствии выяснилось, что произошла какая-то путаница, и Саша просто не знал, что приедет так много народу, вот и не смог всех нормально расселить... А с ним рядом пришел какой-то ташкентский представитель. И тут Иратов делает ход конем - поворачивается к этому дядьке и наезжать начинает уже на него: "Видишь, что ты натворил!" Как бы переводит стрелки. Неожиданно этот ташкентский человек вспылил: "Слушай, ты меня достал! Вот сейчас я ножичек достану…" А год за окном 91-й год, и мы все понимаем, чем такие угрозы могут обернуться. Я тут же пошла на попятную. (С улыбкой) Мой муж всегда мастерски умел перенастраивать людей, манипулировать их настроением. В хорошем смысле. Короче, ситуация резко поменялась на прямо противоположную. Иратов умудрился как-то так вывернуть ситуацию, что я вроде бы уже была не против него, а наоборот, с ним заодно… Уходя, он еще сказал: "Не расстраивайся, вечером все компенсирую рестораном". Я всполошилась, приятно было - решила, что приглашение адресовано лично мне, но оказалось, что это был общий банкет для всей съёмочной группы - человек 400 там собралось.

Больше всего мне этот вечер запомнился тем, что на прощание, проводив меня до машины, Александр чмокнул меня в щечку. На самом деле, с его стороны это была просто приятельская выходка, слегка подогретая алкоголем, но мне показалось, что это был прямо поцелуй-поцелуй. И я подумала: "Это любовь…" Дальше ждала: вдруг появится, позвонит. Все про него разузнала - кто, откуда. Но, увы, никаких сигналов от него не поступало. 9-го мая мы поехали на концерт в Минск, а тамошний устроитель концерта - я уже знала, - был с Иратовым знаком. Спрашиваю: "Ну, как твой дружок поживает?" А он в ответ: "Слушай, так он тоже про тебя расспрашивал". Короче, при встрече он дал Саше мой телефон, и тот наконец-то мне позвонил… На первое с ним свидание в ресторан идти мне было абсолютно не в чем. В магазинах-то пусто, разве что в комиссионках был шанс найти что-то приличное, но стоило это очень дорого. Я позвонила нашему звукорежиссеру, москвичу, Андрюше Быстрову, и он дал мне свой плащ. Ну и еще чего-то с миру по нитке насобирала… Александр приехал на вишневой семерке… Так все и началось.


- Что началось? Рассекретьтесь, как завоевать понравившегося мужчину?

- Не знаю. Я для этого ничего не делала. Просто пошла с ним в ресторан. И… с тех пор мы стали жить вместе. (Смеется) Все произошло как-то само собой.


- Проинтуичили, что этот человек может быть успешным продюсером?

- Тогда еще слово "продюсер" нам не было известно. А по поводу того, что я почувствовала… Только то, что все идет не так, как должно быть и уж точно не так, как я могла себе представить. Вообще-то я из тех людей, которые склонны все просчитывать. Не люблю, знаете ли, чтобы все происходило этак у-ух, наскоком. Поэтому любая ситуация у меня всегда немножко прогнозируемая. Более того, обычно я чисто интуитивно чего-то ожидаю, и оно потом материализуется. Так вот никогда бы мне не могло прийти в голову, что мужчина в спортивном костюме с золотой цепью не только мне понравится, но и войдет в мою жизнь… Кстати, уже в первом же разговоре я совсем неожиданно для себя узнала, что Александр прочитал гораздо больше книг, чем я, с детства ходил в Большой театр и посещает все театральные и кино-премьеры.


- А образование у него в какой области?

- Он библиотекарь. То есть, на самом деле футболист, мастер спорта, но спортивную карьеру не сделал по состоянию здоровья. И когда пришла пора получать высшее образование, решил пойти в "кулёк" - так тогда называли институт Культуры, поскольку в него легче всего было поступить. И окончил библиотечный факультет. До сих пор читает больше всех в семье… Короче, начав плотно общаться со своим будущим мужем, я второй раз поняла: не всегда то, что ты считаешь плохим или неприемлемыми, таким и является, а также: многое из того, что принесет тебе радость и счастье, находится совсем не там, где ты ищешь, а абсолютно в других местах. Первый раз это мое открытие было связано с поп-музыкой.

Когда я из Консерватории пришла в "Комбинацию", во мне происходила настоящая ломка. Как, заниматься таким дешевым ширпотребом?! Позор, ни в коем случае! Я прошла все этапы, причем, в превосходных степенях: сначала жуткая неприязнь, потом явное отторжение, затем слезы и, наконец, переоценка ценностей. Когда я пришла к выводу: то, чем я теперь занимаюсь, не идет в ущерб классической музыке, это просто расширение границ. Я нашла в этом жанре столько всего хорошего, что до конца жизни буду спорить до волдырей, доказывая это. И главный аргумент в мою пользу: наши песни того периода и сейчас звучат на всех радиостанциях и по телевизору, люди до сих пор слушают их и поют. То есть, песни уже выдержали проверку временем. А оно, как известно, самый большой цензор… Короче, в обоих случаях - и с поп-музыкой, и с Александром, - мне утерли нос. И я не боюсь в этом признаваться.


- Ваш будущий муж тогда был свободен?

- Да, уже разведен, имел 9-летнего сына, который периодически жил то с ним, то с бабушкой, то со своей мамой. Потом, когда мы с Сашей стали жить вместе, Андрей все выходные и все каникулы был у нас. Так и вырос. В прошлом году мы его наконец-то женили. (С улыбкой) Все, теперь пусть им жена занимается.


- Что он сейчас поделывает?

- Андрюша? Вы будете смеяться, но он мой продюсер. Причем, не хуже, чем папа. Просто в какой-то момент отец перестал уже держать руку на пульсе, да и время поменялось. Другие взаимоотношения стали в сфере продюсирования, другой стиль общения, другие правила игры. А Андрюше интересно, он во всем этом отлично ориентируется. Ничего удивительного, если учесть, что с девяти лет он постоянно был с нами на гастролях, и прекрасно впитал в себя все, что связано с профессией: видел, как организовывается гастрольная жизнь, понимал, как правильно продавать артистов, что нужно для этого делать, в каких студиях записываться. В общем, сын как бы принял эстафетную палочку из рук отца. А Александр Борисович занимается бизнесом. У него восемь ресторанов, огромная косметическая фирма, да много чего еще. Единственное, что пока осталось от шоу-бизнеса - это ежегодный рок-фестиваль "Нашествие", там он еще остался продюсером.


- Александр и в пору вашего знакомства был обеспеченным человеком?

- Не бедствовал, конечно, но у нас не было ничего.


- Странно, ведь в те годы шоу-бизнес только раскручивался, и те, кто в нем были задействованы, деньги имели пачками.

- Не то, что пачками, он багажниками их имел. Но… В плюс ко все его плюсам - он оказался человеком баснословно щедрым. Расшвыривал все свои денежки направо и налево. Едва они образовывались, он их - фьють, и спускал в трубу. Да-да, именно до такой степени. Он и теперь не изменился и, между прочим, я жутко от этого страдаю. Потому что реально мы абсолютно не умеем считать деньги, не способны их хранить. Если они есть, значит, по Шукшину, "ляжку жгут", и от них надо срочно избавиться. Новую машину, допустим, купить - это у него любимая забава. Или часы, 25-тысячные, по счету. Да все, что угодно - шубу мне, например, украшения. И если мне захочется что-то купить или приспичит куда-то съездить - отказа от него никогда ни в чем не бывало. Приятно, конечно, но на самом деле ужасно. Нельзя так жить - только сегодняшним днем, без счетов, без накоплений. Надо же и о будущем думать. А вдруг когда-нибудь случится такое, что хлеб не на что будет купить. Я жутко боюсь немощности, беспомощной старости. Но Саша об этом никогда даже на секунду не задумается. А уж тогда тем более. Разумеется, я радовалась и безумно была счастлива от того, что у меня появился такой шикарный гусарский парень - старше меня, состоявшийся.


- Признайтесь, расчет с вашей стороны был?

- На что?


- На то, что устроит карьеру, откроет горизонты.

- Следуя моему любимому методу логического исчисления, расчет если и мог быть, то уж точно совсем не в его пользу. Не возникни он в моей жизни, я села бы, подумала и… распахнула бы объятия каким-нибудь будущим Абрамовичам! Вот это был бы расчет. А тут - в чем?


- Так ведь сами говорите, что деньги возил багажниками.

- Ну, и что? А вокруг, знаете, сколько таких было? Да и у меня к тому времени уже стали появляться деньги. Но, знаете, тогда они имели какую-то абсолютно другую ценность. Это, как дань времени... А то что Александр может заняться моей творческой жизнью, озарило меня не сразу. Когда мы начали жить вместе, из "Комбинации" я сразу же ушла и практически полностью погрузилась в домашнее хозяйство. Некоторое время постирала носки, а потом, включив по обыкновению в башке свой любимый вычислитель, сделала вывод: ровно через месяц я ему надоем. Иначе быть не может, потому что стану такой же точно теткой, как и все другие, периодически появлявшиеся рядом с ним после того, как он развелся с женой. Этого допустить я никак не могла, а потому сделала, как показала жизнь, единственно правильный ход - сказала, что хочу быть артисткой, как прежде. На что мой возлюбленный ответил: "Да кому ты нужна?! Это вы вместе с Танькой были востребованы, а сама по себе ты - ничто". Приблизительно такие отрезвляющие слова я услышала. Но не отрезвилась, как надеялся Саша. "Ну, спорим! - сказала. - Давай сделаем всего одну песню". - "Ладно, - потянул он лениво, - но только одну". Вот и все. Иратов проспорил. Этой песней была "Ксюша".


- Но почему вы ушли из "Комбинации"?

- А как могло быть по-другому? Ну, представьте: я, будучи уже в статусе Сашиной возлюбленной, уезжаю на гастроли. Он в это время в Сочи занимается организацией концертов. Едва я прилетела на место, мне звонит наша общая знакомая: "Если ты сейчас же не приедешь, про Иратова забудь, больше ты его не увидишь". Ничего удивительного: ему 30 с небольшим, красавец, деньги багажниками… И я отлично понимаю: таких умных, как я, на самом деле пруд пруди. Причем, все они там, поблизости от него, и норовят подобраться к нему и так и сяк и через его 9-летнего сына. Короче я села, поразмышляла, все взвесила и… группу свою любимую бросила.

Вернувшись с гастролей в Москву, пошла в Москонцерт и - никогда такого не делала, - сказала: "Я солистка группы "Комбинация" и мне очень нужен билет до Сочи". Они обалдели: "Да вы что?! Разгар сезона, билетов нет и в помине". Но я уперлась: "Дайте!" И, представляете, добилась своего… Прилетев на место, попала в самый нужный момент, прямо в осиное гнездо. Ну, быстренько разгребла всех, уже начавших активно роиться вокруг героя моего романа, также познакомилась с Андрюшей и по известной схеме стала действовать через сына. Подбиралась уже основательно. До сих мы пор с Андрюшей смеемся, вспоминая о том лете. Тогда в Сочи появились ларьки, где все продавалось на валюту. А у меня она как раз была - получая по тысяче рублей за концерт, я могла себе позволить купить. Так вот шоколадное яйцо с сюрпризом там стоило три доллара. А у Андрюши прямо страсть была к этим киндер-сюрпризам. И я ими конкретно его подкупала. В общем, путь к сердцу Иратова устлан этими сладкими яйцами с игрушками.


- Обычно мужчины после развода, тяжело идут на то, чтобы заново официально оформлять отношения. Как это происходило у вас?

- Когда Таня Овсиенко выходила замуж за Вову Дубовицкого, я на их свадьбе была свидетельницей. Вернувшись домой после праздника домой, устроила Саше истерику. Помню, взахлеб рыдала: "Все выходят замуж, вот и Танька уже замужняя… Только я осталась… Кто я такая? Никто, и звать никак..." Короче, какой-то жуткий был скандал, эмоции прямо зашкаливали. А он гнул свое: "Мне и так хорошо, не понимаю, чего тебе не хватает…" А у меня чисто провинциальное: хочу статус официальный жены!, хочу прописку!, хочу быть москвичкой!, хочу стать столбовой дворянкой! и так далее… Наконец, Александр сдался. Пошел в загс, договорился и через две недели мы пошли регистрироваться. Главное свершилось - штамп был поставлен.


- Свадьба была грандиозной?

- Да перестаньте, просто отметили ресторане. За столом было очень весело. Все шутили и пытались все организовать, следуя традициям. Вот тут, кстати, получилось грандиозное шоу. Андрей Державин, выпив изрядное количество, говорит мне: "Слушай, а давай мы тебя украдем!" Мне показалось это занятным. Ну, правда, принято же на свадьбах красть невест и получать за них выкуп. Говорю: "Точно, давай!" И он исподтишка меня типа украл. Привел на кухню, спросил у поваров, есть ли какое-то потаенное местечко. И они показали на огромный духовой шкаф - он не работал. Решили, что я спрячусь там. Залезла, сижу, жду. Час проходит, полтора, никто за мной не идет. Понимаю, что все меня бросили. Цинично забыли. Мне стало так грустно, так обидно… Возвращаюсь в зал. Все загалдели: "О-о, елки-палки, а где ты была-то, куда делась?!" И первый, кто об этом спросил - Державин. Я возмутилась: "Андрюша, ты спятил?!" И тут он вспомнил: "Ой, блин! Неужели ты так там и сидела?!!" Я говорю: "Да. И ждала…" Но в итоге было очень весело.


- Алена, довольно долго у вас не было ребенка. Почему? Как многие актрисы, боялись выпасть из профессии, что называется, упустить момент, или не получалось?

- Давайте мы эту тему обсудим без подробностей. Потому что это грустная история. Как я сейчас говорю своей дочери: "Я была беременна тобой девять лет…" Знаете, я всегда избегала разговоров об этом. Но вот недавно мне предложили на канале "Discovery" вести цикл передач о бесплодных семьях. Не с точки зрения каких-то новых технологий, а с точки зрения психологии - что это такое для женщины. И я согласилась. Потому, что уж я-то точно знаю, что это такое. И - что самое главное - знаю, как с этим бороться. Теперь с уверенностью могу утверждать: безвыходных ситуаций не бывает.


- Муж поддерживал вас в желании иметь ребенка, или, при наличии собственного сына, для него это было неважно?

- Я вам так скажу: если у меня желание иметь ребенка было на сто процентов, то у него - на тысячу. И точно говорю: если бы не муж, не его поддержка, энтузиазм, понимание, ничего бы у нас не вышло… И, опять же - я открыла в Саше совершенно новую, незнакомую мне сторону. Даже представить не могла, что он настолько поймет меня и так глубоко проникнет в мою проблему. Невозможно передать, сколько всего было сделано, через что только мы не прошли… Знаете, когда я взяла в руки этот комочек, подумала: "Боже мой, я никогда не забуду этого мгновения". Понятно, что для каждой женщины эти ощущения незабываемы, но для меня… особенно. Я точно знала: это не сотрется из моей памяти никогда. И вот сейчас смотрю на дочку - и размер ноги у нее уже больше, чем у меня, и одежду мы носим практически одинаковую, но все равно ощущение того комочка никуда не уходит. Мы с ней настолько связаны…


- Правда ли, что имя дочки вы дали в честь вашей стартовой песни - "Ксюша"?

- Нет. Это кем-то придуманная история. А на самом деле было так. Новость о грядущем прибавлении семейства последним узнал Андрюша - почему-то Саша постоянно откладывал разговор с ним на эту тему. Наконец, ситуация сложилась таким образом, что сообщить об этом вынуждена была я. Мне просто некуда было деваться - я ехала в машине на интервью как раз в связи со своей беременностью, а Андрей отправился со мной. И мне надо было его подготовить… Известие привело парня в шок. Помню, в одну минуту у него на лице сменилась гамма цветов: зеленый, красный, желтый.., и куча эмоций промелькнула: непонимание, досада, обида, радость. В общем, все смешалось в какой-то клубок. Наконец, он буркнул: "Жалко, что не брат". Тут я и говорю: "Давай ты тоже поучаствуешь - придумаешь имя". А в тот момент Андрюшка был увлечен девочкой, которую звали Оксана. Конечно же, он предложил так назвать и сестренку. В принципе я не возражала, только сказала, что в этом имени есть что-то украинское - Оксана, Ксана, а ни в ком из нас украинских корней нет. Тогда он говорит: "Ну, значит, пусть будет Ксюша, Ксения". На том и порешили. В тот момент у меня вообще никаких параллелей не возникло с Ксюшей в юбочке из плюша… А вообще-то всякая песня - это кликушество. Правда. К слову, рассказала мне об этом Алла Борисовна Пугачева. Мол, когда ты выдаешь песню в эфир, она непременно непонятно каким образом все равно бумерангом к тебе возвращается... Но я никогда не зову дочку Ксюшей, как-то язык не поворачивается - только Ксенией, а Ксюша у меня - для сцены. Хотя сама дочь всем представляется: "Ксюша".


- Вы упомянули, что преподаете музыку в школе - это вам зачем?

- Знаете, я очень горжусь этим родом своей деятельности. Это и моя личная потребность - некое воплощение так и нереализованного желания заниматься классической музыкой; и, одновременно, необходимость - наши дети ведь совершенно не знакомы с классикой, если и слышали что-то, то только популярные фрагменты, доносящиеся из рекламных роликов и гаджетов. Когда я слышу от взрослых людей, что они не любят симфоническую музыку, я их жалею, а когда такое говорят дети, кидаюсь в бой. На меня это действует, как красная тряпка для быка. Вот в школе моей дочери приблизительно так и произошло. Поняв, что ребята терпеть не могут уроки музыки, пришла к директору и предложила свои услуги. И получила класс, в котором учится моя дочь, и еще три класса, всего около ста человек. Правда, сейчас осталось только два класса - с другими физически не успеваю работать, времени не хватает. У меня нет методики, я не ставлю каких-то глобальных целей, но, мне кажется, я делаю очень важное дело. Современные такие умные, интересные, много знающие, общение с ними обогащает. Но в то же время они - носители огромной пустоты в душе. Дети Интернета, компьютеров, клипового восприятия жизни, совершенно не понимающие, что такое музыка и зачем она вообще нужна. Но когда начинаешь с ними об этом говорить, даешь послушать, рассказываешь что-то интересное, они впитывают все, как губки. Например, я предлагаю им эксперимент: "Перед сложным экзаменом или контрольной, выключите, пожалуйста, телевизоры, все ваши гаджеты, и поставьте Моцарта - "40-ю симфонию", "Ночную серенаду", да что угодно, - и вы увидите: результат превзойдет ваши ожидания. Коровы под Моцарта доятся лучше, а уж вы-то…" И действительно, они потом подходят ко мне, счастливые, и говорят: "Все сдали, да так легко!" Ничего удивительного, на самом деле великая музыка - это волшебство, магия… Я стараюсь построить свои уроки, исходя из какой-то интриги, с использованием видео-материалов. Например, говоря про Бетховена, показывала фильм с Гарри Олдманом "Моя бессмертная возлюбленная", где гениально представлено, как композитор играет, ничего не слыша. И рассказывала кучу всего интересного про его судьбу, прошерствив предварительно кучу материалов. Видели бы вы в этот момент моих детей - они сидели с открытыми ртами! А про Моцарта и Сальери как мы дискутировали - целое расследование провели! Или же сделала с ними мюзикл на английском языке "New yellow submarine", к 50-летию величайшей группы "The Beatles". Сама написала сценарий, и дети у меня там пели, танцевали, играли. Замечательный спектакль получился, и теперь они про "Битлз" знают все. Также, как, про "Pink Floyd", "Deep Purple", да и про всю великую музыку, выдержавшую испытание временем.
Для меня музыка - это все. С раннего детства. Лет в пять я открыла для себя ее прелесть - услышала, как девочка одним пальцем играет "Петушок, петушок…", и почему-то эти звуки меня заворожили. И, откуда ни возьмись, впервые выскочило дикое, непреодолимое, упрямство: хочу пианино! Я твердила об этом, не переставая. Наконец родители услышали меня. Первый раз в жизни залезли в кредит и купили мне инструмент. (Смеясь) Сейчас вон у нас дома стоят всякие диваны от Версаче, но удовольствие от их наличия ни в какое сравнение не идет с тем счастьем, которое я испытала, став обладательницей того пианино - "Волжанка", саратовской мебельной фабрики. Это была самой чудесная "мебель" в моей жизни.


Назад к списку