Пресса (Архив 2013)
 

Алена Апина: выражаясь в прекрасном.
Журнал "Арт-Мозаика"
Лада Тэсфайе
25 декабря 2013
...............................................................................................................................................................................................................................................................

Про сегодняшнюю нашу героиню можно говорить много. Масса интервью и статей рассказывают и о ее детстве, и о сложном пути к успеху, и о секретах работы, и о спокойной жизни в загородном доме. Мы решили не повторяться и не распыляться, а тихо радоваться тому факту, что в напряженном графике нашлось время для интервью "Арт-Мозаике".


Алена Апина в перерыве между съемками рассказала нам об авторской программе на радио, отметила самые креативные города и поделилась своим методом преподавания музыки.


Охота на "овец"


Алена, на официальном сайте ваш график расписан по часам: авторская программа на радио, концерты, участие в ТВ-проектах, съемки, музыкальная школа. Хотелось бы немного поговорить о каждом из этих направлений вашей деятельности. Вы автор и ведущая радиопрограммы "Интернационал". Почему решили дать проекту такое название?

- Потому что это название отображает суть программы: она действительно интернациональная и не имеет границ. Моя программа дает возможность объединяться всем людям, которые пишут песни, творят, живут музыкой. Знаете, как в песне: "Кто был никем, тот станет всем…" Может быть, если захочет.


Я так понимаю, программа открывает "новые имена". Скажите, оправдал ли проект ваши надежды, надежды слушателей и редакторов?

- Программа выходит с мая, присылают огромное количество песен, слушатели активно голосуют - для меня это показатель актуальности "Интернационала" и интереса к нему. Самые креативные города - это Питер и Киев. Когда я вижу, что прислали песню из Киева или из Питера, я первым делом прослушиваю именно эти композиции. Не знаю, почему так сложилось, но ребята из этих городов всегда отличаются от всех остальных, они ни на кого не похожи. Самое интересное, что, несмотря на обилие всевозможных подобных форматов на телевидении, огромное количество музыкантов выбирают именно нашу программу. И этому есть свое объяснение. Во-первых, я ничего не обещаю. Во-вторых, я просто хочу, чтобы люди были услышаны, причем в том виде, в котором они сами себя представляют. Потому что в каждой телевизионной программе существуют свои рамки, свои законы, ограничивающие конкурсантов. У нас этого нет. В мою программу все время приходят гости - это и музыканты, и актеры, и спортсмены, и ведущие. Они вместе со мной прослушивают присланные песни и высказывают свою точку зрения касательно исполнителей. А для каждого из участников очень важно услышать мнение популярных медиалиц.


Это беспрецедентный случай: на радио просто так, без денег, крутят никому не известных ребят. Насколько сложно было начинать, запустить эту программу?

- Вы знаете, особой сложности не было. Очень многие готовы были сотрудничать, но выдвигали свои условия: кто-то хотел хронометраж изменить, кто-то - стилистику. Но я была против, для меня важно было оставить все в том виде, в котором изначально я все задумала. И вот радиостанция "Комсомольская правда" была первой, кто обеими руками ухватился за эту идею без желания что-либо менять. Мы с ними как-то сразу нашли общий язык.


Я понимаю, что творческому человеку тяжело говорить на языке цифр. Но все-таки, из огромного количества присылаемых песен какой процент действительно талантливых?

- Вы знаете, я даже не хочу какими-то цифрами оперировать, но высокий процент. (Улыбается.) Недавно мой муж, который является не последним человеком в шоу-бизнесе, слушая радио в машине, попал на мой эфир, на одного из участников программы. Когда я ему сказала, что это просто конкурсант, он даже притормозил. Он настолько был удивлен, не мог поверить, что это обычный парень. И таких талантливых людей очень много. Много материала, которого нет нигде, потому что он слишком революционный. Вот вы спрашиваете, почему "Интернационал". Да потому что! (Улыбается.) Вот в ноябре у меня победили ребята из Питера. Мне даже сложно сказать, на что похожа их песня. Она и танцевальная, и смысловая, но аналогов нет. Они вот сами придумали себе этот жанр. Песня называется "Овца". Больше вы нигде таких песен не услышите. Бывает, что победителем становится песня, приближенная к стилю шансон, но спетая невероятно красиво, с бесподобной музыкой. Недавно девушка прислала песню, которую она исполнила народным голосом, но не как Зыкина, а как раньше пели, например "Ромашки спрятались". То есть они абсолютно все разные: есть и рэп, и панк-андеграунд, и Зыкина, и шансон, и поп-музыка. Но мы стараемся находить интересных и ярких, а выбирать нам есть из чего.


То есть, я так понимаю, говорить о каком-то преобладающем музыкальном стиле в вашей программе не имеет смысла?

- Ой, конечно, нет. У нас очень много рока. А рок - такой жанр, в котором конкурсантам проще всего излить свою энергию. Потому что, например, в шансоне уже много всего - нужно искать какие-то хорошие слова, уникальное исполнение, чтобы хоть как-то стать заметным. В поп-музыке тоже: если просто дублировать модные направления, то это никому не будет интересно. В андеграунде нужно не бояться уйти за рамки. Поэтому, на мой взгляд, в рок-музыке проще всего найти выражение своих эмоций и чувств.


Как часто совпадает ваш выбор с предпочтениями гостя и слушателей?

- Стопроцентное несовпадение моего мнения с мнением слушателей. (Улыбается.) Иногда мое мнение совпадает с мнением гостя, но никогда не совпадает со слушателями. И я считаю, это хорошо.


1: 0 в пользу Баха


Вы преподаете музыку в гимназии, где учится ваша дочь Ксения. В одном интервью вы рассказывали, что вместе с другими родителями принимали активное участие в жизни гимназии, поэтому в принципе этот шаг был логичным. Что вам как музыканту дает этот опыт?

- Во-первых, преподавание дает мне образование. Потому что, для того чтобы рассказать о творчестве Баха и Моцарта, мне нужно опять погрузиться во все это, как это было в мои студенческие консерваторские времена. Тем самым я не только что-то вспоминаю, освежаю в памяти, но и нахожу что-то новое. Ведь тогда не было Интернета, не было таких возможностей. Без преподавания я не могу даже представить себе повода, который бы позволил мне найти время погрузиться в симфонию Моцарта, например. Это нужно оказаться на необитаемом острове, чтобы я могла спокойно сидеть и заниматься этим в свое удовольствие. А тут волей-неволей надо это изучить, потому что мне необходимо все детям рассказать. А современные дети задают такие вопросы, что уж если ты назвался груздем, то полезай в кузов - нужно дать ответы. Поэтому для меня это больше образование, больше получение, чем отдача.


Одни музыканты рассказывали, что в детстве их заставляли учить нотную грамоту, именно поэтому они и стали профессионалами. Другие, наоборот, уверены, что благодаря свободе выбора они делали то, что им по душе, и достигли высот. Так как все-таки быть? Нужно ли детей заставлять? И как современного ребенка заинтересовать заниматься музыкой?

- Любого ребенка нужно учить слушать музыку, потому что огромный пласт важного и красивого в жизни пройдет мимо. И многие люди, прожив жизнь, не знают даже о существовании этого. Надо предлагать, надо учить слушать, а выбор - за ним. Он может что-то не полюбить, что-то ему понравится. Но это уже не так важно. Если человек никогда не пробовал мороженое, он не может сказать, любит он его или нет. К тому же мороженое бывает разным. Это грубый пример, но зато понятный. А то иногда можно услышать: "Я не люблю классическую музыку". Сразу напрашивается вопрос: "Что конкретно вы не любите в классической музыке?" Или: "Творчество какого именно композитора вам не понравилось?" Обычно отвечают: "Я вообще ее не люблю". Я считаю, это не разговор. Детей я насильно не заставляю слушать классическую музыку. Мы с ними начинаем говорить о человеке, я показываю им портрет композитора - таким образом, через образ, судьбу мы приходим к его музыке. Так, например, знакомство с Вивальди начиналось с вопроса: "А что это за тетка?" Но самым большим потрясением для ребят стало творчество Бетховена. Осознать масштаб этой личности сложно любому человеку, а детям так тем более. Интересно, что сначала они ни в какую не хотели слушать о нем, кричали: "Давайте нам "Гангам стайл"!" Зато потом, после прослушивания нескольких произведений, сами уже просили еще что-нибудь поставить. Я им стараюсь объяснить, что в жизни место найдется любой музыке и "Гангам стайл" можно слушать, но фоном, ему необязательно посвящать время и отдельно о нем говорить. Я им пообещала, что если будет повод поговорить о "Гангам стайл", то мы обязательно это сделаем. Но через какое-то время многие даже не вспомнили о нем. А музыка Баха звучит более 400 лет, и разговор об этом стоит только начать. Вот когда дети поймут эту разницу, тогда все остальные вопросы отпадут сами по себе.


У каждого преподавателя, учителя есть прозвище. Вы знаете, как вас называют дети?

- Они постоянно путаются. То называют меня по имени-отчеству, то просто Аленой. Я абсолютно нормально принимаю обе формы обращения. А у меня есть свое обращение к ним. Я, когда прощаюсь, всегда говорю: "До свидания, ужасные дети!" (Смеется.) Для нас это уже своего рода ритуал.


Счастья громадье


Вы несколько раз снимались в кино. Планируете ли продолжить работу в этой сфере? В каких фильмах обычно предлагают роли, а в каком хотелось бы сыграть?

- Для меня кино - это фоновая краска. Это никогда не было и не будет моей главной страстью. В основном я играю или саму себя, или героиню, связанную с музыкой. Актриса - это совершенно другая профессия, которой нужно заниматься. Нужно заниматься своим делом. Я, например, не могу долго слушать, когда актер начинает петь. Актеры по-другому обучены, они по-другому все это видят. Наверное, когда певец играет в кино или в театре, реакция актеров на такие выходки абсолютно такая же.


Вообще хорошее кино для Алены Апины - это какое?

- Мне разные фильмы нравятся. Из последнего меня впечатлил "Гравитация" с Сандрой Буллок. Вроде бы ничего особого там не происходит, женщина в скафандре летает, но полтора часа фильм держит в напряжении.


Алена, на вашем сайте есть раздел "Аудиокнига", в котором вы рассказываете о неудачном сотрудничестве со звукозаписывающей компанией. Не возникало ли у вас желания все-таки реализовать вашу идею - выпустить аудиокнигу для детей, но при поддержке других партнеров?

- Ой, вы знаете, они же выпустили книгу. А все идеи витают в воздухе - сейчас уже многие актеры читают книги, подобных проектов масса. На тот момент моя идея была свежая и интересная, а сейчас я уже опоздала вскочить в любой вагон.


Вы терпеливый человек? Что сложнее всего перенести Алене Апиной?

- Этот вопрос лучше задавать людям, которые меня окружают. Мое мнение будет самым необъективным и неадекватным.


Вас довольно часто просят раскрыть два секрета - счастливой семейной жизни и хорошей фигуры. С едой, я так понимаю, у вас "отношения" давно налажены. А что значит быть мудрой женой?

- У меня нет ответа на этот вопрос, потому что для меня самой это до сих пор является загадкой и тайной. Может, это видение, может судьба; а может, все вместе и сразу.


Любите ли сюрпризы от близких? Расскажите о самом неожиданном.

- Если этот сюрприз ожидаем и предсказуем. (Смеется.)


Верите ли вы в женскую дружбу? Есть ли у вас подруги?

- Подруги есть, в женскую дружбу верю. Меня жизнь радовала хорошими отношениями. И все коварные истории, о которых пишут в книгах, снимают фильмы, обошли меня стороной. Если у меня не складываются отношения с человеком - неважно, мужчина это или женщина, - я стараюсь свести наше общение на нет. И тогда и проблем нет.


На ваш взгляд, что ищет современный мужчина в современной женщине?

- Без понятия. (Смеется.) С моим почти 20-летним стажем семейной жизни мне нечего сказать, у меня глаз замылился. (Улыбается.) Спрашивайте современных девушек - охотниц, находящихся в поиске. Они об этом знают гораздо лучше, чем я.


Если у вас выходной, как обычно проводите?

- Выходные обычно я провожу дома: смотрю фильмы, играю в теннис, общаюсь с друзьями. Все зависит от настроения.


Хотела спросить о ваших планах, может, мечтах.

- Планов громадье! Не хочу о них пока говорить. А раз они есть, значит, жизнь продолжается. (Улыбается.)


Пожелания читателям "Арт-Мозаики".

- Пойте песни, пишите стихи, музыку, творите. И не стесняйтесь своего желания выразить себя в прекрасном.


Блиц-опрос:

Любимое место в доме?

- Там, где компьютер, там и я.


Никогда не пойму творчество…

- Не скажу!


Всегда хотелось сделать…, но не было времени, средств, смелости.

- Татуировку, пирсинг или еще какую-нибудь редкую глупость. Но нет.


Я всегда начинаю день…

- С новостей.


На какую бы экскурсию в Москве сводили Леди Гагу?

- На любую пешую экскурсию.


Досье

Родилась 23 августа в Саратове.

В 2001 году стала мамой: в декабре на свет появилась девочка, которую назвали Ксенией.

В 2002-м Алене Апиной присвоили звание заслуженной артистки России.
Муж - продюсер Александр Борисович Иратов (родился 9 ноября 1957 года.)

Своим самым "выдающимся произведением" Алена считает свою дочь Ксению.


Цитаты:


"Я глубоко уверена, что с артисткой может ужиться только человек из того же круга. Сами посудите, какой нормальный мужчина будет терпеть постоянные отъезды жены? Даже если в семье кто-то болеет, ты все равно должна ехать на гастроли. Это публичная жизнь, как ни крути. Любой человек, не работающий в шоу-бизнесе, подумает, что я стерва бесчувственная. А по-другому нельзя, потому что ты выбрал такую профессию! В общем, подводных камней очень много, и человек со стороны все это просто не поймет."


"В мою жизнь музыка вошла с самого раннего детства. Еще будучи совсем ребенком, я услышала в консерватории симфонию Прокофьева, и у меня появилась мечта - стать музыкантом. Мечту я осуществила! И слову своему я осталась верна - музыке не изменяю никогда."


"Я мечтала быть похожей на Эдиту Станиславовну Пьеху. Все мои сверстницы мечтали стать как Пугачева или Ротару, а я нет -на Пьеху. Уж почему, не знаю.


Назад к списку