Пресса (Архив 2011)
 

Алена Апина: Комбинация судьбы
Источник: "Интервью"
Яна Шварц
03 апреля 2011
...............................................................................................................................................................................................................................................................

Рубеж 80-х и 90-х. Молодежь на дискотеках трещащей по швам империи отплясывает под "Американ бой", "Russian girls", "Бухгалтера" - песни суперпопулярной группы "Комбинация". Они разудалые, но с ноткой отчаяния - так созвучны времени! Одну из солисток группы зовут Алена Апина. И, кажется, неожиданно свалившаяся слава должна кружить девушке голову, а она нет-нет да опять засомневается - ее ли это путь?…


Аленой она стала на сцене. А мама с папой назвали дочку Еленой. Но у шоу-бизнеса свои законы! "Встречайте Таню Иванову и Елену Апину" звучит как-то не очень, но если "Елену" заменить на "Алену" - другое дело. А вот фамилия сразу вписалась. Может, ради нее и нужен был скоропалительный брак с саратовским художником Валерием Апиным? Выскочила замуж в 18 лет из чистого любопытства, а через год развелась. Но документы, в которых бывшая Левочкина значилась Апиной, менять не стала - это же такая волокита! Может, правду говорят: сменишь имя - и судьба пойдет по другому руслу? Вот Лена Левочкина очень хотела стать пианисткой. Школу музыкальную закончила, училище. А в консерваторию на фортепианное отделение не поступила, хотя все преподаватели считали ее способной. Пошла на факультет народного пения - но только для того, чтобы потом как-нибудь перейти "в пианистки". Твердо была намерена мечту осуществлять. И наверняка осуществила бы. Но однажды ее, уже носящую фамилию Апина, встретил в пустом консерваторском коридоре давний приятель Виталий Окороков и сказал: "О! Может ты как раз та, кого я ищу? Лен, хочешь стать солисткой девичьей поп-группы? Сможешь поправить свой студенческий бюджет, а? Решайся!"


Алена, как вы тогда оценили это предложение - как авантюру?

Не как авантюру, а как какую-то глупость. Почему? Знаете, и сейчас есть люди, которые попсу ненавидят и сразу выключают радио, едва что-то такое услышат. И я была приблизительно такой же. Сейчас понимаю: чтобы о чем-то судить, нужно это что-то знать. Но в те годы… В общем, я в своем мнении сначала упорствовала, а потом задумалась: почему вся страна любит эти песни, а я их считаю какой-то глупостью? Выходит, все дураки, одна я умная?


Эти вопросы вы стали задавать себе позже, а тогда тем не менее сказали Виталию "да"?

Исключительно из материальных соображений. Какие у студентки деньги? А тут появилась возможность подработать.


Как считаете, такие встречи и такие предложения - судьба, случай?

Кто знает? У кого можно спросить? С каждым человеком что-то подобное происходит. Только один подсознательно распознает сигналы судьбы, останавливается, реагирует, а другой так и идет запаренный по своему коридору дальше. Ангел вставит ему в ухо трубу, будет дуть, а он не услышит. Я вот думаю: почему люди не садятся в свой поезд, который потом терпит катастрофу? Или в самолет? Например, с Лещенко в 1972 году случилась такая история. Он и пародист Виктор Чистяков должны были лететь одним рейсом. Но Лев Валерианович понял, что не успевает, и успокоился. Чистяков тоже опаздывал. И кто-то ему в ухо наверняка шептал: эй, парень, ты же все равно не успел, останься! Не послушал. И самолет ради него задержали, который через час разбился. Почему один услышал, а другой нет? Тут масса вопросов… Мне кажется, внутри каждого из нас есть некая необъяснимая штуковина. И если ее объяснить - мир рухнет.


Штуковина зовется интуицией?

Да. И к ней нужно непременно прислушиваться. Правда, у некоторых она бывает завалена всяким хламом, пищит там себе что-то - пи-пи! - и все впустую. А есть люди, которые боятся того, что интуиция говорит. "Как?! Бросить этого мужа, который пьет и ничего не зарабатывает? Променять это сокровище на что-то другое? Да ни за что!" Разве такое отношение к своим проблемам редкость? У меня, к счастью, иначе. Мы с моей интуицией дружим. И если, скажем, назначена какая-то встреча, я заранее знаю, удачной она будет или нет. Интуиция у меня натренированная - знаете, как мышцу тренируют? Это тоже какая-то мышца, мне кажется. И когда она "в тонусе", в жизни все происходит так, как должно происходить.


Можете привести еще один пример правильно понятого ее сигнала?

Наверное, такое случилось, когда я приняла решение поступать в саратовскую консерваторию на отделение народного пения. Я ведь о пении вообще не думала. А тут мне действительно будто кто-то крикнул в ухо: "Послушай эту девочку!"


Какую девочку?

Одну мою знакомую, которая сказала: "Лен, у тебя классный голос. Пойдем попоем у меня в коллективе?" Это был народный хор, я сроду ничем подобным не занималась. Кажется, там кто-то то заболел, мне нужно было его заменить. И я пошла, надела кокошник и горланила…


Про кокошник - это вы для красного словца?

Да нет, реальный был кокошник. Хор выступал на всяких мероприятиях, на свадьбах. Сейчас это называется "корпоратив". А после первого концерта та же девушка мне сказала: "Слушай, у тебя такой тембр интересный!" И это слово - "тембр" - как-то запало в голову. И родилась идея поступать на "народное пение". Куда меня моментально приняли. И, знаете, учеба оказалась даже увлекательной.


Кем бы вы были, если бы закончили этот факультет?

Историком русского народного творчества. Могла бы петь в хоре, руководить хором или заниматься историей народного искусства, вести научную работу. Мне стало интересно. Я даже решила повременить с переводом на фортепианное отделение. Съездила в экспедицию, записывала бабушек, которые распевали русские песни каждая на свой манер. Моя любимая "Напилася я пьяна" в каждой деревне у каждой бабульки звучала по-особому. В общем, не знаю, что было бы, если бы "товарищ", который командует моей судьбой, не отправил бы меня в тот самый коридор. И тогда я сказала "прощай" уже девочке с хором, и началась совсем другая история.


"Меня дважды увольняли из "Комбинации""


Помните первую встречу с будущими соратниками по "Комбинации"?

Первая встреча была с Сашей Шишининым. Он, комсомольский работник, являлся и создателем коллектива, и автором музыки всех песен, которые мы пели. А началось с того, что однажды, увидев группу "Мираж", он сказал: "Мужиков бы убрать, цены бы этим артистам не было". И решил, что будет у него свой коллектив, чисто девичий… Знаете, в чем, наверное, изначально была правильность, залог успеха? В том, что в основе лежала не корысть, а идея. Чистота была. Сейчас, если осуществляется какой-то проект, он, как правило, рассчитан на то, чтобы срубить денег и разбежаться. У нас было иначе. Саше хотелось сделать все самому, бросить вызов себе, завоевать мир, показать девчонок, изменить судьбу. Глобальные были идеи!


Вы этими идеями быстро заразились?

Нет, я заражалась долго. Меня даже два раза увольняли из "Комбинации". Первый раз за то, что я была совершенно деревянная. В плане пластики, ритмики - никакая. Я считала, что это дело дурное, пустое, что девушка должна книжку читать и партитуру разбирать - это нормально. А остальное… Поэтому Таня Иванова и Оля Ахунова, наша гитаристка, подводили меня к зеркалу и, как медведя, учили красиво двигаться.


То есть главный мужчина сказал: "Алена, если ты не научишься водить бедрами…"

Нет-нет! Если вы намекаете на какие-то между нами отношения, их не было. И не главный мужчина, а тот, кто нас создал, а для этого ушел с комсомольской работы, продал машину, вложил все свои сбережения. Мы были его МЕЧТОЙ. И в этом слове все буквы большие! Саша имел право требовать с нас то, что считал нужным для дела.


Значит, вы не обиделись, не хлопнули сами дверью?

О чем вы говорите?!.. Понимаете, очень трудно тем, кто этого не испытывал, объяснить, что артист чувствует, стоя на сцене перед 10-тысячным стадионом. Эти люди, зрители, посылают тебе свою энергию, они тебя любят, и ты подсознательно ищешь, как эту любовь продлить. И каждый раз надо стремиться к тому, чтобы получился тандем, слияние. Вот он секс, вот он оргазм-то! Приходит ощущение, что только эта жизнь - настоящая. Все, ты отравлен сценой… Да, профессия наша, с одной стороны, очень сложная. Можно сравнить - ты, как цирковая лошадь - выходишь, что-то изображаешь, кланяешься, тебе корм дают. А с другой стороны, это, конечно, магия. И каждый раз чудо происходит только здесь, только сейчас, только с тобой… И это нельзя не любить. Есть, наверное, люди, которые заточены на другое. Но я давно в шоу-бизнесе и таких не встречала. Все - и я, и мои друзья-артисты - сходим с ума от той полноты, красоты и чего-то еще, что дает сцена. Как я могла это потерять? Конечно, я начала заниматься танцами.


Думаю, вы слишком к себе строги…

Недавно один режиссер, мой старинный приятель, подарил нам с Таней Ивановой подарки на дни рождения. У нас эти дни рядом: я родилась 23 августа, а Таня 25-го. Так вот, он нашел на ТВ все старые подборки группы "Комбинация". Я вообще хотела написать завещание: вскрыть после моей смерти (смеется), потому что… Понимаете, все, кому Саша Шишинин показывал на видео "Комбинацию", вертели у виска пальцем и говорили: "Мальчик, езжай-ка ты в свой Саратов со своими лохушками". В числе этих "всех" был и мой будущий муж, продюсер Александр Иратов. Он тоже сказал: "Парень, вон дверь - и давай!" Единственный, кто понял, что группа перспективная, был Сережа Лисовский. Он нас взял в свою программу. С этого все началось, и в сентябре 1988 года в Волгограде мы вышли на стадион. А с этим концертом ездила огромная бригада. Не только артисты, но и обслуживающий персонал. Потом эти ребята признавались мне: "Боже, как мы ждали, когда вы выйдете на сцену!" - "Почему?" - "А потому что мы так ржали!" И это понятно: на нас были какие-то нереальные костюмы, на головах начесы, а эти движения! И все, конечно, осталось на пленке. Но там сохранилось и другое, самое главное - безумное желание в наших глазах "всех порвать", весь мир, и в первую очередь свой собственный мир. А вот это уже было здорово… В общем, когда я посмотрела подаренные видеозаписи, в очередной раз убедилась: Саша был прав, что меня выгонял.


"А тут еще продюсер подвернулся…"


Это был первый раз, а во второй за что?

За ум. Я стала какие-то советы давать. А Саша: "Знаешь, умный здесь один я". Но потом начались проблемы с девчонками. Одна захотела замуж, вторая захотела, чтобы ее мальчик вместе с нами ездил. Какой-то очередной идиот, который тут же становился членом коллектива. Саше это ужасно надоело, и он заявил, мол, никто не имеет права на личную жизнь. В общем, в коллективе стало неспокойно. И как-то в очередной трудный момент, пригорюнившись, он почему-то спросил совета у меня.


А вы ему таких проблем не доставляли?

Я была чуть-чуть постарше. Все со школьной скамьи, а я уже тертый калач. Не помню, что я Саше советовала, но отношения наладились, и я стала его верной соратницей, помощницей в ситуациях, когда следовало кого-то одернуть, с кем-то поговорить. Оказывала, так сказать, психологическую помощь.


До того, как попасть в программу к Лисовскому, вы ведь мотались с концертами по колхозам. В этом-то какой был кайф?

Конечно, мотались. Надо же было откатать программу. И главным в те дни был не кайф, а необходимость преодолеть себя. Я вот сейчас в дочкиной школе ставлю с детьми спектакль. Там все вундеркинды - поют, пляшут, читаю стихи. Но только до того момента, как надо выходить на сцену. И это дети, которые еще не знают, что такое страх. Ксюша наша на лыжах катается по черным трассам, ныряет так, что я глаза от страха закрываю. Она, и ее погодки - 9-10 лет - еще ничего не боятся. Кроме сцены. А у взрослых что - не так? Да у многих сразу столбняк случается. Или медвежья болезнь. Так трудно выйти! Так нелегко себя преодолеть! Зато потом, когда понимаешь, что публика благодарная, бабульки сидят какие-то, заждались…


Бабульки -то плевались небось: девки с начесами да в коротких юбках…

Боже упаси! Отлично принимали. Рады были, что хоть кто-то приехал. А однажды вообще смешно получилось: приехали, а в деревне света нет уже три дня. Что делать? Надо отправляться назад. А нам: нет уж, раз приехали - пойте! Хорошо с нами был наш композитор Виталий Окороков. Он сел за расстроенное пианино в клубе - и мы начали горлопанить!


В общем, как страшный сон те дни не вспоминаете?

У меня память избирательная, я стараюсь все плохое сразу вычеркивать. А из тех дней и вычеркивать нечего. Все было настолько новым, интересным… Знаете, три года, что я отработала в "Комбинации", пролетели как… ну, вот как звезда падает. Она летит красиво, у нее свой путь и такой, что - ах! Так и здесь было.


Однако в 1991-м вы сами прервали этот полет.

(Смеется) Да, может быть, и здесь кто-то шепнул девушке, мол, пора замуж выходить. А тут еще продюсер подвернулся. Я дура была бы, если бы отказалась. В результате получилась такая красивая история! Кстати, 21 марта, в день весеннего солнцестояния, мы с мужем отметили 20-летие с того дня, как мы вместе.


И столько же исполнилось вашей сольной карьере!

"За воспоминаниями ездить некуда…"

Да, трудно представить, что песенке про Ксюшу и юбочку из плюша, с которой началась сольная карьера Апиной, уже 20 лет! Да и сама Алена - худенькая, почти без косметики, с соломенного цвета волосами по плечи - совсем не выглядит "ветераном сцены". И это, наверное, потому, что не только в творческом, но и в личном плане, у нее полный ажур. Женщины знают, как такие обстоятельства продлевают молодость!.. А история певицы и продюсера действительно красивая. Сюжетная. Представьте: славный город Ташкент, пахнет розами и жареной бараниной, ночью над городом - во-о-от такие звезды!.. Впрочем, когда молоденькая солистка "Комбинации" Алена Апина высказывала претензии организатору гастролей, что, мол, гостиницу для членов коллектива не забронировали, поселили черт знает где, она вряд ли думала о местных красотах. Скорее всего, готовилась к крупному скандалу. А организатор, Александр Иратов, вдруг пригласил ее в ресторан. Правда, потом оказалось - не ее одну, а всю обиженную "Комбинацию"… В общем, те самые звезды над Ташкентом как-то так хитро сошлись, что у этих двоих начался роман. Приведший тогда же, в 91-м, к браку, а через 10 лет - к рождению долгожданной дочери Ксюши.



Алена, у вас с мужем не было желания однажды приехать в столицу Узбекистана, прийти в тот самый ресторан, где все началось?

Ташкент изумительный город. Думаю, туда можно ездить и получать впечатления от всяких чудес и экзотики не меньше, чем в каком-нибудь Сингапуре. Но тот район, в котором мы 20 лет назад жили, и где почти в каждом дворе был ресторанчик (домашняя кухня - изумительный плов, крошечные пельмешки…), его, к сожалению, снесли. Саша помнит, как он назывался, а я забыла. Домики там стояли ветхие, хлипкие, но район был уникальный, все его любили. Так что за воспоминаниями ехать некуда.


Как-то в интервью вы сказали, что всякое бывало в вашей семейной жизни, и до развода доходило. Были серьезные причины?

Если бы действительно были серьезные причины, мы бы разошлись. А так… Знаете, ведь как бывает: кажется - ну, причина! А проходит время, думаешь - боже мой, какая ерунда! Все видится на расстоянии. А потом - опять причина, опять проходит время…


Может быть, человеку, которого любишь, вообще надо все прощать?

Недавно я записала альбом "Еще раз про любовь". Сейчас снимается документальный фильм по мотивам песен с этого альбома, три из которых мне передал перед смертью Михаил Танич (мы, несмотря на разницу в возрасте, были очень дружны). В фильме я выступаю как автор идеи и как ведущая. Так вот, на примере Михаила Исаевича и его жены Лидии Николаевны (а они прожили вместе 57 лет), мы пытались понять, что же такое любовь, что держит людей рядом? Но оказалось - у каждого на этот вопрос свой ответ. Лично я думаю, что любовь - это когда совершенно чужой человек становится родственником. Хотя и родственники бывают разные… В общем, мистика. Поэтому на все вопросы, касающиеся любви, ответить, как мне кажется, невозможно.


Лидия Николаевна тоже не ответила?

Она уходила от ответа, даже не старалась как-то сформулировать свое мнение. Сказала, что к любви относится просто как к факту. И фактом, например, считает то, что Михаил Исаевич приходит к ней в снах и таким образом продолжает быть рядом. В общем, любовь - это просто чудо. Вот и все. И если она есть у человека - великий грех ее потерять, не сохранить.


Большое чудо, результат большой любви - ваша Ксюша. Чем она сегодня радует папу с мамой?

Учится хорошо, театром увлекается. Школа у Ксюши замечательная. Знаете, какой творческий проект у них был в прошлом году? "Мы - журналисты". Дети брали интервью у Жириновского, у Зайцева, у Дроздова, у Малинина, у Карпова! В этом году тема другая - "Наша Земля". Я написала сценарий на эту тему, даже, можно сказать, пьеску (смеется). Теперь хожу на репетиции - здорово! Там у нас всякие перформансы есть и сценические находки. Скоро будет премьера. Я наприглашала кучу народа и уже заранее волнуюсь.


Александру Борисовичу, наверное, некогда принимать участие в школьной жизни дочки?

Папа материально поддерживает все начинания. А недавно ходил на спектакль "Золушка" детской театральной студии. Ксюша в нем играет какую-то лисичку на балу. Ей ужасно нравится - все это актерское братство, когда в одной гримерке и старшеклассники и они, малыши, общее дело, общие обсуждения… Недавно прищла: "Мама, мы скоро на гастроли поедем". Я: "Как? И ты?!" (Смеется.)


Алена, вы с мужем люди занятые, и дочка внимания требует. А на романтику время остается?

Романтика - она же, понимаете, не выносная штука, не афишная. Не вот тебе: мы сейчас сядем, как голуби, и скажем - ох! Например, стоишь ты во дворе собственного дома. Падает снег. Совершенно изумительно. Сугробы. В снегу кувыркается твоя родная дочь, рядом с ней - твоя большая собака-водолаз, о которой ты давно мечтала. Еще одна маленькая собачка - болонка - бегает рядом и тявкает. В этот момент из гаража выходит твой муж, который только что приехал. Стоит руки в боки и улыбается. И ты смотришь на все это. Что может быть романтичнее, чем эта картина, я не знаю…


Назад к списку