Пресса (Архив 2010)
 

Алена Апина: «Мне очень важно, чтобы дочь всего в жизни добилась сама».
Источник: "Петровна"
Людмила Потапчук
01 сентября 2010
...............................................................................................................................................................................................................................................................

Можно долго спорить о том, в чем именно заключается женское счастье, но очевидно одно - без ребенка полным оно быть не может, глубоко убеждена заслуженная артистка России, певица Алена Апиной. Одна относится к тем женщинам, для которых превыше всего - материнство. Поклонники знают ее как яркую, талантливую певицу, друзья - как умную и интересную собеседницу, а девятилетняя дочь Ксения - как строгую, но заботливую маму, которой дочка доверяет все свои секреты . О методах воспитания, совместном покорении школьных вершин и умение развивать у ребенка интерес к жизни в беседе с нашим корреспондентом рассказала Алена АПИНА.


-Алена, как вы относитесь к раннему развитию ребенка?

- Положительно. Ребенок должен чувствовать интерес к жизни, а интереснее, чем познание, быть ничего не может. Надо только подталкивать в нужную сторону, чтобы ребенок понял, как же это здорово - учиться.


- А как можно раньше учить читать?

- Слишком рано, наверное, не стоит; лучше лет с пяти. Я Ксюшу чтением не мучила, как делают некоторые мои знакомые - мол, садись и читай книжку. Бедный ребенок дуется, обижается, у него брови срастаются от злости, он уже ненавидит эти книги. Я решила идти другим путем: любишь мультики - все титры и названия читай сама. Сначала Ксения хитрила, пыталась ориентироваться по картинкам, а потом научилась - просто чтобы доказать и мне, и себе, что она это может.


- Надо ли специально готовить ребенка к школе?

- Непременно. Сейчас многие родители недоумевают - зачем так нагружать детей, мы в их возрасте ничего подобного не знали. Но ведь сравнивать тех первоклашек, какими были мы, с современными детьми просто недопустимо. Мы росли в другой стране, в совершенно других условиях. А сегодня требования к детям изменились. Вот Ксеня у меня в три года пошла в детский сад, в так называемую школу раннего развития. Учила английский, занималась рисованием. В итоге, когда она пошла на подготовительные курсы в школу, учителя были ею очень довольны.


- Перед родителями дошкольников всегда возникает серьезная проблема выбора: какую школу выбрать, престижную или ту, что поближе к дому. Как вам удалось решить этот вопрос?

- В том-то и дело, что выбор в итоге получается небольшой. У нас вообще была проблема - мы живем в деревне, в Переделкино. Можно устроить дочь в московскую школу, возить туда на машине через столичные пробки, но я не хотела, чтобы ребенок жил в автомобиле. Отдавать ее в суперпрестижную школу, принципиально не стала бы. Хорошо, что открылась гимназия Одинцовского Гуманитарного Университета. В нее Ксюша и поступила. Правда, там очень строгие правила, многие дети просто не выдерживают нагрузок и уходят. Директор и завуч пять раз нас предупредили - подумайте нужно ли вам сюда, ведь мы никаких поблажек давать не будем.


- Конкурс был большой?

- Очень. Во время тестирования родители сидели за стеклянной перегородкой и боялись. Нам было видно, что детей не обижают, но о чем с ними говорят, было не слышно. Отсеялось около 80 детей. А моя попала в число 32 отличников. И это не моя фамилия "виновата" - результаты тестов обрабатывал компьютер. Мне, кстати, очень важно, чтобы дочка пробивалась сама, не чувствовала никаких "каменных стен" за собой - иначе ей самой потом будет неинтересно жить.

Бояться школы не надо. Я тоже поначалу относилась к этому как к какому-то кошмару. Потом вспомнила, как я в первый раз отвела Ксеню в школу раннего развития. Она рыдала, вцепилась в меня. Воспитательница говорит - идите! А у меня не то что кошки - кобры на сердце: что же я за мать-ехидна, бросаю ребенка! А когда у них был выпускной, и Ксюша снова рыдала, но уже оттого, что уходит из садика навсегда.


- Интерес ребенка к учебе зависит от родителей?

- Напрямую. Когда родители вместе с ребенком делают домашнее задание - это очень хорошо. С одной стороны, он уже в первом классе потихоньку начинает отрываться от родителей. С другой стороны, мамина поддержка ему все еще нужна. Делать уроки вместе с ребенком надо вне зависимости от того, троечник он или пятерочник. Дети должны помнить - мама-папа рядом, все хорошо. К тому же, нужно это не только детям, но и родителям.
Я, например, благодаря Ксюше усовершенствовала свой английский. И в какой-то момент стала на нем разговаривать с ней. Она сначала восприняла это в штыки, а потом разочек съездила с нами в Англию, разочек - в Америку, и поняла, зачем это нужно.


-А стоит ли заставлять ребенка заниматься тем, что ему не хочется?

- Мне кажется, в ребенке надо воспитывать характер. Если у дочки не получается, скажем, хорошо прыгать, я стараюсь пробудить в ней самолюбие. Говорю - "А у меня была девочка-соседка, как она здорово прыгала!" И Ксеня тут же начинает стараться. Необходимо развивать в ребенке здоровую амбициозность. Если он будет рохлей и мямлей, он ничего не добьется в жизни.


- Сейчас Ксения пойдет в третий класс. А как у вас прошел первый школьный год?

- Отлично! Адаптировалась к школьной жизни Ксения довольно легко. Отчасти, я думаю, благодаря тому, что ходила в детский сад, и у нее уже есть опыт жизни в коллективе. К тому же характер у нее общительный.

Мне кажется, что всю эту истерию по поводу сложностей первого класса придумывают сами взрослые. В нашем классе все дети ходят в школу с огромным удовольствием. Я, когда Ксения пошла в школу, наоборот выдохнула. Знаю, где она находится, чем занимается и понимаю, что ей там комфортно и уютно. Она сделала свой первый шаг во взрослую жизнь и это прекрасно.


- А вы сами в школе бываете?

- Конечно. Вожу ее туда сама по утрам, на собрания хожу и с родителями общаюсь. Ошибочно считать, что известные люди какие-то небожители.


- Какие педагогическими приемами пользуетесь в воспитании дочери?

- Проще сказать, какими я категорически не пользуюсь. Я не пытаюсь воздействовать на ребенка криками и ультимативными приказами. Для меня это- абсолютное табу. Я могу долго объяснять, уговаривать, разыгрывать сценки, но постараюсь добиться понимания. Тем же, кто удивляется моему терпению, всегда говорю: "Если есть дверца, должен быть и ключик. И надо не лениться искать его".


- И все-таки, если нужно добиться чего-либо в кратчайшие сроки, что вы будете делать?

- Отвлеку, но давить не буду. Только при таком подходе есть шанс оставаться ребенку не только матерью, но и другом. Когда Ксения появилась на свет, больше всего меня поразила та степень доверия, которой малыш наделяет маму. Вы вдумайтесь, ребенок полностью доверяет вам свою жизнь, идет с закрытыми глазами туда, куда вы поведете. Затем, в течение жизни, это чувство постепенно теряется, потому что тут обманули, здесь совершили ошибку. Это неизбежно, но хотелось бы свести потерю доверия к минимуму.


- Кто является для Ксении основным авторитетом, вы или папа?

- Об этом лучше у нее спросить. Для меня главное, что ко мне она относиться без страха. С папой же у них совершенно иные отношения. Они очень похожи по психотипу: вспыльчивые, взрывные, крикливые. Ссорятся и сразу мирятся.


- Если вы остаетесь с дочерью вдвоем, как предпочитаете проводить время?

- Главное, чтобы нас оставили вдвоем, а уж занятие мы себе придумаем! Я стараюсь использовать любой повод для общения. В машине никогда не включаю музыку - мы разговариваем. По магазинам ходим вместе, правда, Ксения предпочитает магазины игрушек, а когда дело доходит до покупок для мамы, сразу теряет интерес. Путешествуем мы всегда вместе. Исключение составляют гастроли, но если я уезжаю надолго - мне ее обязательно привозят. Во всех же остальных случаях мы с мужем берем Ксению с собой, и прекрасно отдыхаем все вместе. Ребенок - не обуза, ребенок - это праздник!


Назад к списку