Пресса (Архив 2008)
 

Секреты воспитания от Алены Апиной.
Источник: Расти, первоклашка
02 августа 2008
...............................................................................................................................................................................................................................................................


Алена - из тех женщин, которые относятся к материнству как к делу, в котором не бывает мелочей. Поклонники знают ее как яркую певицу, друзья - как умную и интересную собеседницу, а шестилетняя дочь Ксения - как строгую, но заботливую маму.


Алена, как вы относитесь к раннему развитию?

Более чем положительно. Ребенок должен чувствовать интерес к жизни, а интереснее, чем познание, быть ничего не может. Необходимо воспитывать в детях любопытство к жизни. Давать направление, подталкивать в нужную сторону, чтобы они поняли, как же это здорово - учиться. Не загружать, а, скорее, ориентировать.


И как можно раньше учить читать?

Слишком рано, наверное, не стоит; лучше лет с пяти. Главное - не перестараться. Я Ксюшу чтением не мучила, как делают некоторые мои знакомые - мол, садись и читай книжку. Бедный ребенок дуется, обижается, у него брови срастаются от злости, он уже ненавидит эти книги. Я решила идти другим путем: любишь мультики - все титры и названия читай сама. Сначала Ксеня хитрила, пыталась ориентироваться по картинкам, а потом научилась - просто чтобы доказать и мне, и себе, что она это может. Или так: сидит дочка за компьютером, играет в очередную "бродилку" и вдруг зовет меня: "Мам, а вот здесь что написано?" Я говорю - "Ты знаешь, тут такие мелкие буквы, я не могу разглядеть". Приходится Ксюше разбираться самой. Так вот понемножку мы воспитываем характер.


Сегодня многие дети рано "подсаживаются" на компьютерные игры, на виртуальную реальность. Как быть их родителям?

О компьютерных играх много негативных мнений. А ведь они прекрасно развивают логическое мышление! И потом - "Мама, я прошла седьмой уровень!" - это же такое счастье для ребенка!


Есть мнение, что современные дети далеко не такие читающие, как в свое время мы. Стоит ли усаживать их за книжку?

Заставлять читать насильно, конечно же, не стоит. Современные дети другие, они черпают информацию из гораздо более разнообразных источников, чем когда-то мы с вами. Конечно, хотелось бы, чтобы они и книги тоже читали. Но принуждение тут не поможет - надо заинтересовывать.


Надо ли специально готовить ребенка к школе?

Непременно. Сейчас многие родители недоумевают - зачем так нагружать детей, мы в их возрасте ничего подобного не знали. Но ведь сравнивать тех первоклашек, какими были мы, с современными детьми просто недопустимо. Мы росли в другой стране, в совершенно других условиях. А сегодня требования к детям изменились. Вот Ксеня у меня в три года пошла в детский сад, в так называемую школу раннего развития…


На неполный день?

Сначала - да, а последние два года уже ходила на целый день. Учила английский, занималась рисованием. В итоге, когда она пошла на подготовительные курсы в школу, учителя были ею очень довольны. К тому же, я ей покупаю много книг с развивающими занятиями. Там, кстати, встречаются такие задачки на логику, которых я просто не понимаю, а Ксюша их щелкает как орешки! Читаем мы такую книжку перед сном, доходим до чего-то сложного, и я говорю - ну это мы с тобой пропустим, это трудно, давай до завтра отложим. "Мам, что тут трудного? Здесь зашифрована цифра восемь!" И я понимаю, что моя дочь совершенно по-другому устроена. Потому что живет в другом мире, в другом ритме и совершенно с другими ориентирами.
Я часто спрашиваю своих приятельниц - чему же учат детей в первом классе, если читать они уже умеют? А мне отвечают - не продохнуть, такая сложная программа! Наверное, так и надо.


Перед родителями дошкольников стоит серьезная проблема выбора: престижная школа или поближе к дому, частная или государственная…

В том-то и дело, что выбор в итоге получается небольшой. У нас вообще проблема - мы живем в деревне, в Переделкино. Можно устроить дочь в московскую школу, возить туда на машине через столичные пробки, но я не хочу, чтобы ребенок жил в автомобиле. Отдавать ее в суперпрестижную школу, в которую ходят гламурные дети гламурных родителей, я принципиально не стала бы. Хорошо, что в Одинцово открылась гимназия ОГУ - Одинцовского Гуманитарного Университета. В нее Ксюша и поступила. Правда, там очень строгие правила, многие дети просто не выдерживают нагрузок и уходят. Директор и завуч пять раз нас предупредили - подумайте нужно ли вам сюда, ведь мы никаких поблажек давать не будем.


Конкурс был большой?

Очень. Во время тестирования родители сидели за стеклянной перегородкой и боялись. Нам было видно, что детей не обижают, но о чем с ними говорят, было не слышно. Отсеялось около 80 детей. А моя попала в число 32 отличников. И это не моя фамилия "виновата" - результаты тестов обрабатывал компьютер. Мне, кстати, очень важно, чтобы дочка пробивалась сама, не чувствовала никаких "каменных стен" за собой - иначе ей самой потом будет неинтересно жить.


Сейчас и педагоги, и врачи в один голос твердят о чрезмерных нагрузках в начальной школе. Вас это не пугает?

Дочь у меня привыкла к нагрузкам. Меня волнует другое: Ксюша всю жизнь была гиперактивной девочкой. Может подолгу заниматься любимым делом - рисованием; если же ей что-то не интересно, заставить ее практически невозможно.


А стоит ли заставлять ребенка заниматься тем, что ему неинтересно?

Мне кажется, в ребенке надо воспитывать характер. Если у дочки не получается, скажем, хорошо прыгать, я стараюсь пробудить в ней самолюбие. Говорю - "А у меня была девочка-соседка, как она здорово прыгала!" И Ксеня тут же начинает стараться. Необходимо развивать в ребенке здоровую амбициозность. Если он будет рохлей и мямлей, он ничего не добьется в жизни.


Нужно ли учить иностранный язык до школы?

А почему нет? Ксеня изучала в садике - с трех лет. Я и сама постоянно учу этот язык, мне просто сам процесс интересен. В какой-то момент стала пытаться разговаривать с дочкой по-английски. Та сначала восприняла это в штыки, а потом разочек съездила с нами в Англию, разочек - в Америку, и поняла, зачем это нужно.


Интерес ребенка к учебе - зависит ли он от родителей?

Напрямую. Когда родители вместе с ребенком делают домашнее задание - это очень хорошо. С одной стороны, он уже в первом классе потихоньку начинает отрываться от родителей. С другой стороны, мамина поддержка ему все еще нужна. Делать уроки вместе с ребенком надо вне зависимости от того, троечник он или пятерочник. Дети должны помнить - мама-папа рядом, все хорошо. К тому же, нужно это не только детям, но и родителям.


Как по-вашему, нужны ли девочке занятия спортом?

Наверное, да, потому что спорт воспитывает характер. С другой стороны… Когда Ксения закончила ходить на фигурное катание, тренер сказал, что у девочки есть способности, и мы предложили ей продолжить занятия на следующий год. А дочь вдруг заявила - "я сделала то, что вы от меня хотели; теперь я буду делать то, что хочу я!"


Где лучше учить ребенка музыке - в музыкальной школе или дома у частного преподавателя?

Лучше музыкальная школа. В учебе должна присутствовать соревновательная сторона: а вот эта девочка играет лучше, я тоже хочу так уметь. Коллективное пение хором, те же уроки сольфеджио, музыкальные диктанты… Такие моменты заставляют постоянно совершенствоваться. К тому же, мне нравится, что Ксения - человек очень общительный, не боится знакомиться с новыми людьми. Я не хочу растить ее домашней девочкой за глухим забором загородного дома - что тогда из нее вырастет? В коллективе, мне кажется, взрослеть лучше.


Что бы вы пожелали нашим читателям?

Не бояться школы. Я тоже поначалу заранее относилась к этому как к какому-то кошмару. Потом вспомнила, как я в первый раз отвела Ксеню в школу раннего развития. Она рыдала, вцепилась в меня. Воспитательница говорит - идите! А у меня не то что кошки - кобры скребут на сердце: что же я за мать-ехидна, бросаю ребенка! А недавно у них был выпускной, и Ксюша снова рыдала, но уже оттого, что уходит из садика навсегда!
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас, удачливее и успешнее. А для этого приходится отпускать их от себя.



Назад к списку