Новости
 

Рецензии музыкальных критиков на новый альбом "Еще раз про любовь".

Авторы: Николай Фандеев, Алексей Мажаев, Денис Ступников
18 января 2011

Рецензия Николая Фандеева, Starnews

Алена Апина «Еще раз про любовь...», Союз, 2010


Несмотря на то, что на дворе уже 2011 год, Алена Апина у подавляющего большинства людей до сих пор продолжает ассоциироваться в первую очередь с песнями "Бухгалтер" (в составе "Комбинации"), "Ксюша", "Узелки" и "Электричка", то есть с ее главным хитами 90-х годов. Однако прежний имидж певицы - веселая разбитная лимитчица - в силу возрастных причин (уж простите, Елена Евгеньевна) ей уже давно не подходит. Поэтому в творчестве Алены Апиной не произойти определенных изменений просто не могло бы. И наглядным результатом вышесказанного как раз и является альбом "Еще раз про любовь".

Взяв в руки этот диск, невольно передергиваешься: он буквально испещрен лейблами, связанными со стилем русский шансон. Однако прослушав альбом, к счастью убеждаешься, что шансонной составляющей здесь не так уж и много. Скорее, это эстрада лишь с небольшим вкраплением русского шансона.

Если по уму, то подобный диск у Алены Апиной должен был выйти еще лет пять назад, ведь у певицы всё именно к тому и шло. Но, возможно, у артистки просто не доходили руки до создания такого материала. Однако из-за того, что песни в подобном стиле стали вдруг безумно популярными у Елены Ваенги, зачесались и все остальные певицы. Ведь наш шоу-бизнес кроме всего прочего обладает еще и нездоровым чувством стадности. Вспомните-ка, например, как лет десять назад большинство российских артисток хотело петь непременно как Земфира...

Возвращаемся к альбому "Еще раз про любовь". Выполнен он в виде единого музыкально-литературного произведения, своего рода эстрадной сюиты. Концепция пластинки - разговор в поезде женщины с нелегкой судьбой. Ведь как часто бывает, когда именно в вагонном купе пассажиры, сидя за стаканчиком чая, начинают откровенничать с незнакомыми людьми о своих проблемах. И под размеренный стук колес женщины, сколь бы срытыми по жизни они ни были, вдруг неожиданно раскрываются и частенько рассказывают о своей невеселой бабьей доле...

Музыкальным продюсером пластинки "Еще раз про любовь" является талантливый и весьма уважаемый в профессиональных кругах музыкант - композитор и певец Андрей Косинский. Он же является и автором нескольких песен данного альбома, а также абсолютно всех интерлюдий, связывающих один трек с другим.

Как было отмечено выше, все песни Алены Апиной - в основном в эстрадном стиле. Есть правда парочка экспериментов - юмористический трек "Про тюбик" - в стиле ча-ча-ча и "Про подарки" - в роке. Остальное - поп-музыка с разумным налетом ретро.

Несмотря на сильный текстовый материал - песен только на стихи Михаила Танича здесь целых три! - отнюдь не все треки альбома одинаково хорошо удались. В той же "Про подарки" Апина в стиле рок явно не органична. В "Про день рождения" переборщили с удалой кабачатиной. Из песни с великолепным сюжетом "Про краденое счастье" вполне бы мог получиться супершедевр, если бы не банальная мелодия и явно не к месту лихая, чуть ли не танцевальная аранжировка.

Вообще, музыка является, пожалуй, самым слабым местом альбома "Еще раз про любовь". В большинстве своем мелодии банальные и незапоминающиеся. А в некоторых случаях - и вовсе дежавю. Так, мелодия песни "Про день рождения" сильно напоминает мотив "Сапера" (исп. А. Буйнов, муз. И. Крутого), а мелодия "Еще раз про любовь" - "Качается вагон" (исп. "Самоцветы", муз. В. Добрынина).

И все же на диске "Еще раз про любовь" имеются как минимум три песни, ради которых пластинку в своей коллекции стоит иметь. Во-первых - невероятно душевная "Про красную рябину". Во-вторых - кавер Аркадия Северного "Про мишек" - и не без того трогательная песня в исполнении Алены Апиной наполнилась какой-то особой неповторимой нежностью. И, наконец, в-третьих - "Про пакетики": песня с сюжетом, близким душам миллионов людей, получилась настолько эмоциональной, что просто обречена на долголетний успех!


................................................................................................................................................................................................................................................................

Рецензия Алексея Мажаева, InterMedia

Алена Апина – «Еще раз про любовь»


«Союз». Релиз диска состоялся в декабре.

Пусть не пугает вас логотип «Радио Шансон» на задней обложке: с некоторых пор этот товарный знак означает не наличие на диске песен о тюрьме и воле, а некую «новую искренность». Именно шансон за последние пару лет выдвинул несколько героев, которые завоевали концертные площадки страны безо всякой рекламы. Перефразируя Васю Васина - «шансон собирает», и даже программные директора поп-радиостанций больше не сумели игнорировать этот факт, включив в конце концов в свои плейлисты Стаса Михайлова и Елену Ваенгу (а Сергей Трофимов там был и раньше). Соответственно шансон представляется неплохим выходом и для артистов среднего поколения, которым уже как-то глупо конкурировать с молодежью в попсе, а жизненный и профессиональный опыт не позволяет уйти на пенсию. Да и где могут звучать новые песни, выполненные в стиле ретро? На «Ретро FM» они не попадут, поскольку новые, а вот на «Шансон» - пожалуйста.

Алена Апина довольно долго не выпускала альбомов, но выпустила в итоге такой, с которым не стыдно возвратиться. Тренд «новой искренности» соблюден вполне – даже в буклете выдержан очень правильный, свойский тон общения со зрителем: «Жаль, что за этот альбом мне не дадут «Оскара»! Жаль, что никто не услышит речь, которую я на всякий случай заготовила». И далее в том же духе повествуется об истории создания пластинки. Доверительное общение со слушателем продолжается и на звуковой дорожке: между треками звучат сценки из поезда с участием случайного попутчика – и пусть актерские этюды Алены Апиной слегка напоминают реплики из самых первых «Старых песен о главном», зато атмосфера уютного ретро с их помощью поддерживается очень хорошо. Сами новые песни Алены этой атмосфере тоже не противоречат. Основным автором и музыкальным продюсером альбома стал Андрей Косинский, проявивший себя великолепным стилизатором, а из текстов использованы в том числе произведения покойного Михаила Танича, а также стихотворение его вдовы Лидии Козловой в ее же исполнении. Кроме того, встав на путь «шансонной искренности», г-жа Апина расширила ареал пополнения своего репертуара: «Заплутали мишки» услышаны у Аркадия Северного («можно написать неплохую детективную повесть о том, как мы искали авторов этой песни»), а «жизненно»-юмористический «Тюбик» - у Виктора Третьякова.

Нужно сказать, что новый репертуар как нельзя лучше подходит Алене Апиной. Ей и раньше ироничные и самоироничные песни удавались лучше страстных поп-хитов. Теперь у слушателя должно быть еще больше доверия к ее историям, наблюдениям и простеньким композициям вроде заглавной песни. «Пакетики» повествуют о любимом, приходящем раз в неделю, «Подари мне небо» - псевдонадрывный женский блюз с мудрым рефреном «обещай мне небо, обещай мне звезды, это же не стоит ничего», «Краденое счастье» - поп-фолковое переигрывание темы любовного треугольника, впрочем, куда же на женском альбоме без гротеска? Все это должно быть близко слушательницам средних лет, подуставшим от абстрактных и пафосных любовных страданий. Апина для них, может быть, даже более желанная собеседница, чем Ваенга.


................................................................................................................................................................................................................................................................

Рецензия Дениса Ступникова, KM.RU

Алена Апина – «Еще раз про любовь»


Стиль: Ретро-Поп. 2010

Замечательный фильм «Еще раз про любовь» советского режиссера Георгия Натансона до сих пор отчего-то не дает покоя нашим музыкантам. Некогда группа «Нож для Фрау Мюллер» положила фразу оттуда «Вы – самая лучшая девушка в СССР» в основу своей галлюциногенной композиции. Гарик Сукачев посоветовал своей саксофонистке Елене Филипповой исполнить саундтрековую песню из натансонской картины «Я мечтала о морях и кораллах». Теперь вот подтянулась и Алена Апина, озаглавив свой новый альбом не иначе, как «Еще раз про любовь».

Фильм Георгия Натансона буквально пронизан атмосферой 60-х. Видимо, то же самое разумела и Алена Апина, стилизовав все новые песни под ту эпоху и примерив на себя к презентации пластинки имидж ретродивы. Рассыпчатые клавиши, наивные ксилофоны, залихватские гармошки – этого добра тут предостаточно. Подобно знаменитым певицам золотых 60-х, Апина достоверно играет роль целомудренной простушки, способной любить сильно, преданно и нежно. Героиня альбома нигде и ни в чем не упрекает объекта своих воздыханий – и лишь в песне «Про подарки» мягко укоряет его за недостаток ласковых слов. Показательно, что именно эта песня облечена в надсадный блюз, что Апиной тоже оказывается, в общем-то, к лицу.

Все треки альбома объединены общим сюжетом. Героиня едет на поезде и рассказывает случайному попутчику веселые (и не очень) истории о бабьей доле. Рассказывает, деланно смеется, а сама подспудно думает: а не он ли моя судьба? Все эти невинные томления мастерски переданы с помощью коротких аудиосценок, служащих связующим звеном между песнями. Некоторые из этих постановочных пьесок имеют самоценное значение и звучат не менее пронзительно, чем песни. В этом плане Апиной особенно удался трек «Сон», героиня которого просыпается под звучащий по радио концерт по заявкам и разочарованно понимает, что ночные признания в любви ей всего лишь пригрезились. Таким же несбыточным мороком после прощания попутчиков оказывается и сочно изложенная в альбоме лав-стори.

А что остается нам? Ностальгические воспоминания об эпохе, которую мы потеряли, трогательные поздравления с Новым годом и днем рождения («Про день рождения»), а также блестящие интерпретации песен Аркадия Северного («Про мишек») и Виктора Третьякова («Про тюбик»). В общем, тем, у кого фильм «Еще раз про любовь» вызывает щемящие чувства, наверняка придется по душе и новая работа Алены Апиной.

Вернуться к списку новостей